Он-лайн консультанты:

694-976-010 - Любовь

583-590-987 - Оксана

713-053-506 - Виолетта









410012 г. Саратов,
ул. Кутякова 118.


Контактные телефоны:
тел./факс: +7 937 9752122

Круглосуточная поддержка туристов, находящихся в поездке: тел.: +7 937 9752122

Схема проезда


412900 г.Вольск
1. ул. Революционная 19.


Контактный телефон:
тел./факс: +7 (845-93) 7-03-02

2. ул. Саратовская, д.27.

Контактный телефон:
тел./факс: +7 (845-93) 7-29-31

3. 413849 г. Балаково,
ул. Ленина, д. 78, ТЦ "Рубин".


Контактный телефон:
тел.8-927-153-73-73

Схема проезда

Узбекистан

 

GISMETEO.RU: погода в г. Ташкент
Узбекистан, древний Мавераннахр, колыбель многих народов и центр многих империй, является, пожалуй, наиболее очаровательной из среднеазиатских республик. Это самая настоящая сокровищница знаменитых архитектурных памятников, средоточие древнейших городов, один из центров легендарного Шелкового пути. Здесь само время оставило свои "автографы", причем большинство из них находится в прекрасном состоянии, несмотря на бурную историю этой земли. Особую привлекательность стране придает её центральное положение относительно других среднеазиатских республик, что позволяет проследить исторические связи стран и народов региона, познакомиться с самыми колоритными культурами Азии и познать неимоверную древность этой земли.  

Столица - Ташкент.

 Население

Около 24,8 млн. человек, 2/3 узбеки, остальные - русские, таджики, казахи, татары, каракалпаки, корейцы и представители других народов.

 

 

Климат

Климат в Узбекистане резко континентальный. Средняя ежемесячная температура зимой - от +10 до +3 градусов C. Лето жаркое и сухое. В летний период температура колеблется от +35 до +45 градусов C. Осень достаточно теплая. И это сезон, когда восхитительные фрукты и овощи находятся в изобилии на базарах. В это время температура составляет +13 градусов C.

Время

Опережает московское на 2 часа (UTC/GMT +5). 

Телефон

Телекоммуникационная система Узбекистана развита относительно слабо. Большинство из почти двух миллионов местных телефонных линий базируются на старом релейном оборудовании. Однако с 2003 года идет интенсивная модернизация коммуникаций, особенно заметная в Ташкенте и Самарканде, с привлечение иностранных компаний, и с установкой современного оборудования. Но звонок за пределы страны из гостиничного номера, например, все еще возможен только через оператора, прямой вызов возможен только со странами СНГ (через "восьмерку"). Международные звонки также можно совершить с центральных почтовых отделений. Уличные телефоны-автоматы работают по пластиковым карточкам, которые можно приобрести в журнальных киосках, во многих магазинах и на почте.

Деньги

Все платежи производятся в сумах - национальной валюте Республики Узбекистан.

Обмен денег где-либо, кроме отделений Национального банка, официально невозможен. Американские доллары и евро - наиболее популярные валюты для обмена во всех банках и на черном рынке, хотя обмен валюты у частных лиц карается законом. При обмене валюты вне официально уполномоченных заведений, действительно, очень велик риск стать жертвой мошенничества, множество поддельных денег на рынке - бич экономики страны. Обменных пунктов на улицах практически нет. Лучше, безопаснее и выгоднее всего приобрести узбекские сумы еще до въезда в страну, в соседних республиках.
Использование кредитных карт и дорожных чеков ограниченно возможно только в столице страны и в туристических центрах. 
 

Магазины

В магазинах цены фиксированные, на рынках и в частных лавочках принято (и является, при правильном использовании, хорошим средством снижения цены) торговаться.

Туристы будут приятно удивлены интересными ювелирными изделиямии, одеждой и ремесленным производством Центральной Азии. Книги, открытки и карты так же являются распространенными подарками. Существуют ограничения на экспорт ковров. Детальную информацию по этому вопросу спрашивайте перед покупкой у Вашего тур гида.  

Местные особенности

Для въезда и путешествия по Узбекистану необходимо иметь заграничный паспорт. Виза гражданам России для въезда в Республику Узбекистан не требуется. В гостинице проживания Вам предоставят справку о регистрации, которую при выезде из Узбекистана могут попросить предъявить сотрудники паспортного контроля. В случае, если Вы решили остановиться у знакомых, тогда Вам необходимо зарегистрироваться в ОВИРе по месту проживания.

Ваше путешествие будет проходить в районах, которые не являются в значительной степени опасными касательно инфекционных заболеваний, так что не существует никаких официальных требований прививки для иностранных туристов. Однако мы настоятельно рекомендуем Вам проконсультироваться с Вашим врачом для предупреждения и рекомендаций для необходимых прививок.

Нужно быть готовым к незначительным желудочным жалобам, поскольку в некоторых областях вода содержит большое количество минеральных и металлических солей. Проконсультируйтесь с вашим врачом или фармацевтом для приобретения медицинских средств и предупреждения этих недугов.

Одна из главных опасностей для здоровья это обезвоживание. Всегда поддерживайте Ваш организм употреблением безалкогольных напитков.

Загар так же может являться возможной проблемой. Желательно иметь при себе лосьон для загара и широкополую шляпу. При желании, Вы также можете взять с собой витамины, средства для полоскания горла, чтобы предотвратить основные инфекции, таблетки против гриппа, аспирин, пластырь, антисептики и антибактериальные крема. Пожалуйста, сообщите нам, если Вы страдаете аллергией или Вам необходимо специальное питание, которые требуют внимания в течение поездки; если Ваш доктор прописал Вам какое-либо лечение, удостоверьтесь, что Вы имеете достаточные запасы медикаментов на время продолжительного отпуска.

Для туристов, желающих запечатлеть интересующие их места, не существует никаких запретов. Фотосъемка запрещена в аэропорту и на железнодорожных станциях, в некоторых религиозных памятниках, военных объектах и ташкентском метро. Сопровождающий гид всегда разъяснит все интересующие Вас вопросы. Также обратите внимание на оплату за фотосъемку в большинстве экскурсионных мест (не включенную в цену тура). Фотоплёнки и батареи доступны в продаже, но рекомендуем приобрести все необходимые предметы перед Вашим прибытием, особенно если Вы имеете последнюю модификацию или сложный тип фото/видео камеры, которая требует определенного вида плёнки или батарей.

Минеральная вода местного производства содержит более высокий уровень минеральных веществ, чем вода иностранного производства, и вкус может показаться Вам довольно соленым (эти минеральные воды считаются лечебными). В продаже доступны импортированный алкоголь и вина, однако, в некоторых местах, происхождение некоторых алкогольных напитков и вин является сомнительным, и цены могут быть завышены.

В гостиницах этого региона не всегда предусмотрено наличие индивидуальных сейфов в номерах. Всегда необходимо держать при себе ценные документы: паспорт, валюту, туристские чеки, авиабилеты, кредитные карты и т.д. Соблюдайте меры предосторожности, чтобы избежать утери ценностей. По приезду в гостиницу Вам необходимо предоставить Ваш паспорт, чтобы произвести регистрацию. Не забудьте забрать его перед отъездом.

Для путешествия по Узбекистану мы рекомендуем Вам носить очень легкую и свободную одежду, в прохладные вечера можно одеть джемпер или жакет. Во время экскурсий и осмотра достопримечательностей пешком в сухих и пыльных местах (песок, булыжник и т.д.), существенными будут удобные, твердые ботинки с крепкими подошвами. Существует необходимость снимать ботинки при входе на некоторые религиозные места и в сооружения. Нет никаких специальных требований к одежде для того, чтобы посетить исламские религиозные места, за исключением необходимости прикрыть большинство частей вашего тела, включая руки и ноги.

Туристам лучше одеваться комфортно, а не по моде. Ценные драгоценности и любую одежду, требующую специального внимания, желательно оставить дома.
Из-за высокой опасности солнечного ожога, Ваша одежда должна иметь максимальную защиту. Например, шляпа с широкими полями и солнечные очки.
В некоторых областях Узбекистана, обычный турист может показаться чрезвычайно богатым, по сравнению с местными жителями. Откровенный показ драгоценностей, сумочек, бумажников и видеокамер выделит Вас из толпы. Будьте предусмотрительны.

В узбекской кухне существует более тысячи национальных блюд. Существует около 500 способов приготовления узбекского плова, и в каждой области его готовят по-своему. Калорийность и экологическая чистота местных пищевых продуктов уникальна. Узбекскую кухню невозможно описать словами, её нужно попробовать. Потрясающие на вкус фрукты и овощи, выращенные под ласковым восточным солнцем также являются компонентами узбекской кухни.

Чаевые составляют, в тех случаях, когда они не включены в счет, около 5%. Нужно также всегда принимать во внимание, что иностранцы в значительной степени оплачивают большую сумму, чем местные жители.  

Достопримечательности

Ташкент

Столица страны - Ташкент ("каменный город"), расположен в предгорьях Тянь-Шаня, в самом центре цветущего оазиса в долине реки Чирчик. Многие века Ташкент был пересечением различных торговых путей, что и сформировало чрезвычайно многообразный облик города. Первая информация о древнем Ташкенте появляется в восточных летописях II века до н. э. - караваны, идущие по Великому Шелковому Пути, уже тогда проходили через цветущий город Шаш (древнее название Ташкента). Китайские источники именуют его Юни, а в знаменитой надписи на "Каабе Зороастра" (262 г до н. э.) он упоминается как оазис Чач. Рукописи утверждают, что в древности здесь стояли красивые дворцы средь зеленых садов, мечетей и тенистых улиц. В VIII-XI вв. город назывался Бинкент. В начале XIII столетия, накануне монгольского завоевания, оазис Шаша был практически полностью разрушен войсками хорезмского шаха Мухаммада. В XIV-XV веках город снова возрождается как торговый и культурный центр империи Тимура и Тимуридов, интенсивно разрастаясь на юг и восток, превращаясь в один из крупнейших городов того времени. За время своего существования Ташкент перенёс как взлёты, так и падения, но всегда оставался на пересечении путей международной торговли, а также был центром уникальной среднеазиатской культуры. Выгодное расположение и предопределило выбор его столицей республики. Страшное землетрясение 1966 года практически полностью разрушило город. Однако благодаря где чуду, а где - трудолюбию местных жителей и помощи всех республик СССР, город был практически отстроен заново за какие-то 10-15 лет, и сейчас это один из самых колоритных городов региона.

От старого Ташкента сохранилось довольно немного исторических зданий, мечетей и мавзолеев. Однако "старый город", или как его называют здесь - "эски-шахар", до сих пор являет глазам людей лабиринт своих узких улиц, невысоких глинобитных зданий, мечетей и медресе (мусульманские учебные заведения). К лучшим образцам древней архитектуры столицы относятся ансамбль Шейхантаур, состоящий из трех мавзолеев - Юнус-Хана (XV в), Шейхантура (XV-XIX вв.) и Калдиргач-Бия (XV в) с его знаменитыми двенадцатиугольными пирамидальными куполами, а также мавзолей Зайнутдин-Бобо (XVI в), мавзолей Суфи-Ота (XVI в) и архитектурный ансамбль Хазрати-Имам (XVI в). Из культовых сооружения сохранились действующее медресе Кукельдаш (XIV в, недавно отреставрировано), медресе Абдул-Касым-Эшон (XVI-XIX вв.), а также ансамбль Хаст-Имам (Хасти-Имом) с медресе Барак-Хана (XVI-XVII вв., на фундаменте сооружений XV в) и расположенным в ней Институтом Аль-Бухари, а также мавзолей Каффали-Шаш (XV в). Не менее интересны живописные мечети Джами (Джума, XVI в), Мирза-Юсуф (XIX в), Хайрабат-Эшон (XVIII-XIX вв.) и мечеть Шейх-Тилла на площади Хаст-Имам. В Ташкенте также есть несколько православных храмов, женский монастырь и церкви, и даже католический костел - веротерпимость местных правителей была всегда широко известна далеко за пределами страны. Также заслуживают внимания дом-музей видного узбекского деятеля, богослова и политика XV века Ходжи Ахрор Вали, площадь и парк Амира Темура со статуей самого Тамерлана, окруженная правительственными зданиями площадь Мустакиллик (Площадь Независимости - самая большая площадь бывшего СССР) со знаменитым "Глобусом Узбекистана", Могила Неизвестного Солдата и Мемориал жертв землетрясения 1966 года, площадь Дружбы Народов с Концертным залом, зданием Парламента и скульптурой Шамахмедовых, обширным парком и памятником Алишеру Навои, площади Хасти-Имом и Хадра, выставочный центр УзЭкспо с близлежащим водным парком, окруженный фонтанами Цирк, бывшая резиденция князя Рахманова (XIX в) с курантами, а также Телебашня (1979-1981 гг., самое высокое сооружение в Средней Азии, полная высота её достигает 375 м).

В Ташкенте множество музеев, среди которых наиболее интересны Государственный Художественный Музей с обширной коллекцией картин, керамики, королевских регалий и "сузани" ("сюзане", вышитые декоративные панно в персидском стиле), Государственная библиотека, новый Музей Амира Тимура, Музей истории Узбекистана, Музей Прикладного Искусства Узбекистана (открыт в 1937 году, около 30 тыс. образцов изделий кустарного промысла и украшений), Литературный музей, Музей истории железных дорог и многие другие. Заслуживают пристального внимания всемирно известный Театр оперы и балета имени Алишера Навои с красивой площадью перед ним, Консерватория, 9 театров и множество других культурно-просветительских учреждений.

Как и везде на Востоке, в Ташкенте множество базаров и городских рынков, лучшими среди которых считаются самый старый базар столицы - Эски-Жува, а также рынок Чорсу возле медресе Кукельдаш.

В 15 км южнее Ташкента лежит деревня Зангиата, в которой расположены два древних мавзолея - Зангиата и его жены Амбар-Биби (Камбар-Ана, XIV в), вокруг которых раскинулся обширный сад, комплекс монументальных построек XIV-XIX вв., медресе (XVIII-XIX вв.), мечеть (1870 г) с минаретом (1914-1915 гг.) и древнее кладбище.  

Чимган

Горы Чимган, расположенные всего в 80 км северо-восточнее Ташкента, являются одним из популярнейших мест отдыха как местных жителей, так и гостей из других стран. Невысокий (средняя высота около 1500 м) горный хребет в западной части Тянь-Шаня, славится как один из лучших зимних курортов Азии. В горах находится множество курортных поселков и гостиниц, проложено огромное количество пеших и лыжных маршрутов, а также популярных склонов для альпинизма. Большой Чимган (3309 м) с самого зарождения альпинизма известен как один из лучших объектов для восхождения, воспетая в песнях Бричмулла до сих пор манит тысячи туристов, десятки троп проходят через Гулькамские теснины, Мазарсайское ущелье, мимо вершины Кумбель и Чарвакского водохранилища, к геологическому обнажению Кызыл-Жар, через перевалы Акшуран, Тахтаджайляу, Уртакумбель, Четкумбель к Бельдерсаю, в долины Нурекаты и Сандалаш, к Чаткальским горам, к Чаткальскому Биосферному заповеднику (Угам-Чаткал, входит в список заповедников мирового значения ЮНЕСКО), а многочисленные горные деревни являются небольшими климатическими курортами, около многих из них обустроены горнолыжные трассы, а летом склоны гор манят парапланеристов.  

Самарканд

Самарканд - один из древнейших городов мира, ровесник Вавилона и Рима, оазис древнего Шелкового пути и столица великой империи Тимуридов, расположен в долине реки Зеравшан на юго-востоке Узбекистана. Город известен с середины 1 тысячелетия до н. э. и впервые упоминается в авестийских текстах как Марканд, столица богатой области Согд (Согдиана). Практически полностью разрушенный войсками Александра Великого, легендарный согдийский Афрасиаб был заново отстроен чуть в стороне от своего первоначального месторасположения, и снова становится центром провинции Ариана (один из титулов города - "Махфуза" можно перевести как "хранимый"). В IV в до н. э. Самарканд входит в состав империи Селевкидов, в II-I вв. до н. э. на этих землях процветает Бактрийской царство, а в начале нового тысячелетия регион попадает под власть Кушанского царства. В 712 году арабские войска под предводительством Кутейбы ибн-Муслима заняли город, но уже через год вспыхивает первое из народных восстаний, которые почти целый век сотрясали северо-восточные окраины халифата, и благодаря которым в 809 году Самарканд снова получает относительную независимость и становится крупнейшим городом региона. 17 марта 1220 г в Самарканд вступает войско Чингис-Хана, а после его смерти в 1227 году город становится резиденцией второго сына Чингис-Хана - Чагатая. С приходом к власти "Железного Хромца" Тимура город становится столицей (1370 г) его огромной империи и вступает в полосу невиданного культурного и экономического расцвета, продолжающегося и при внуке Тимура Улугбеке. В XIV-XV вв. возводятся цитадель и крепостные стены, прокладываются широкие улицы, возводятся грандиозные архитектурные ансамбли, а по периметру город опоясывается гигантским кольцом из 13 колоссальных парков и садов. Большинство из этих объектов до сих пор является основными символами города.

Главная достопримечательность Самарканда - Регистан (Эль-Регистан, XV-XVII вв.), одна из красивейших площадей мира, окруженная таким количеством величественных древних зданий, минаретов и мавзолеев, что сама площадь кажется гигантским выставочным залом истории. Особенно впечатляюща на ней встреча восхода солнца, когда глубокие тени создают самые фантастические комбинации форм и проявляют самые незаметные на первый взгляд особенности узора филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы окружающих площадь строений. Самарканд поражает убранством своих зданий-памятников, именно здесь искусство глазурованной облицовки достигло своей высшей точки - на многих старых сооружениях нет ни малейшего участка поверхности без декора. И такого безудержного обилия многоцветных орнаментальных росписей, позолоты и глазурованных облицовок, не знает ни одна архитектура мира ни до, ни после. Ярким примером служит медресе Тилля-Кари (XVII в), получившая даже название "Вызолоченная" благодаря интерьеру купольного зала, выполненного росписью "кундаль". Такого сплошного золочения столь огромных поверхностей не знали даже прославленные мастера халифата.

Начав свой путь с Регистана, можно обойти весь старый город, познакомившись с такими уникальными памятниками культуры, как мавзолей Ишрат-Хона (здесь покоятся женщины из династии Тимуридов, XV в), обсерватория Улугбека (1428-1429 гг.), мавзолей Рухабад (Рухобод, усыпальница исламского мистика Бурханеддина Сагараджи, XIV в), мавзолей Ходжи Абди-Даруна (X-XVII вв.), мавзолей имама Аль-Бухари (IX-XIII вв., недавно полностью отреставрирован) с великолепной отделкой купола, и мавзолей библейского пророка Даниила (XIV в). Вокруг Регистана высятся медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилла-Кори (1646-1647). Культовым местом Самарканда является соборная мечеть Тимура - Биби-Ханым (самое большое средневековое сооружение в Центральной Азии, 1399-1404 гг.), неподалеку от которой находится мавзолей самого Тимура и его потомков - Гур-Эмир (Гури-Амир, 1403-1410 гг.), поражающий своими совершенными пропорциями и соразмерностью форм, напоминающих гигантский голубой тюльпан. Панели его внутренних стен выполнены из желто-зеленого мрамора, расписаны синей краской и отделаны позолотой так, что в подкупольном пространстве создается эффект мерцания и воздушности всего внутреннего объема усыпальницы.

Также интересны городской Музей искусств, мавзолей Ак-Сарай (1470 г), мечеть Намозгох (XVII в), медресе Ходжа Ахрор (XV в), мавзолей Ходжа Абди Дарун (IX в), мавзолей Ак-Сарай (XV-XVI вв.), мавзолей Чупон Ата (1430-1440 гг.) и мечеть Хазрат-Хизр (Хазрати-Хызр, XIX в).

С севера к городской черте примыкает городище Афрасиаб (VII-II вв. до н. э.), в южной части которого протянулся уникальный ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда (1370-1449 гг.), образованная стоящими по обеим сторонам кенотафа (мнимой могилы) мусульманского святого Аббаса ибн-Куссама, мечетями и мавзолеями XI-XV вв. Здесь же расположен Музей Афрасиаба с обширным собранием археологических находок, сделанных на месте этого древнего города. Также обязательно стоить посетить городской рынок Чорсу (XVIII в), выбраться в близлежащий Ургут с его широко известным рынком и многовековыми чинарами, или посетить пещеру Хазрат-Дауда (так мусульмане зовут библейского царя Давида) в отрогах Туркестанского хребта, недалеко от поселка Аксай.  

Бухара

Город Бухара расположен на юго-западе Узбекистана, приблизительно в 200 км от Самарканда. Бухара - один из древнейших городов Средней Азии, "Звезда исламского мира" и "святой город Средней Азии" получила свои титулы не зря - в срелние века здесь насчитывалось 360 мечетей и 80 медресе. Старая легенда гласит, что на все мусульманские города с неба нисходит свет благодати, и только над Бухарой он поднимается вверх. Основанный 2500 лет назад персидским принцем Сиявушом как королевская цитадель, город начал быстро развиваться благодаря своему стратегическому положению на перекрестке торговых путей, ведущих в Мерв, Ургенч, Кабул и Самарканд. Современный облик город приобрел во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов (XVI-XVII вв.), когда было построено большинство изумительных мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. Этот удивительный город не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в XVI в., и вместил в себя огромное количество культовых сооружений и базаров, на которых можно было, без преувеличения, купить абсолютно всё. Ходить по Старой Бухаре, основанной ещё в первых веках до нашей эры, приходится буквально по памятникам древних цивилизаций. До наших дней сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи и удивительные кварталы и узкие улочки старого города.

Жемчужина города - небольшой мавзолей Саманидов, недавно отметивший свое тысячелетие (Бухара была столицей этой династии). На расстоянии эта чрезвычайно пропорциональная усыпальница выглядит как резная золотистая шкатулка, увенчанная невысоким куполом. Вблизи же у многих туристов от удивления буквально "глаза лезут на лоб" - весь мавзолей построен из обыкновенного обожженного кирпича, но искусство, с которым выполнена кладка, и причудливая резьба (по кирпичу!) создает такую игру света и тени, что весь облик мавзолея наполнен воздухом и совершенным изяществом. В подобной технике выполнен и другой архитектурный символ Бухары - архитектурный комплекс Пои-Калян ("опора величия"), состоящий из Великого минарета Калян (1127 г, считается одним из высочайших в Азии), мечети Калян и двух медресе - Мири-Араб (1536 г) и Эмир-Алимхан (XX в). С круговой галереи у фонаря минарета открывается потрясающая панорама древней Бухары.

К архитектурным памятникам мирового значения также относятся мавзолей Чашма-Агроб (Чашма-Аюб, 1380 г), мавзолей Буян-Кули-Хана (1358 г) с прекрасной терракотовой отделкой стен, мавзолей Сайфиддина Бохарзи (Сайф ад-Дина, XIII-XIV вв.), летняя резиденция бухарских эмиров - городская цитадель Арк (XV-XIX вв.), культовый ансамбль Гаукушон у мечети Ходжа-Калян, минарета и медресе Ходжа-Гаукушон (1570 г), и аркады Так-и-Тельпак-Фурушон (XVI в), уникальная мечеть Магоки-Аттори (1546-1547 гг.), дворцовая мечеть Джами (XIX в), мечети Балянд (XIV в) и Ходжа-Зайнуддин (1555 г), мечеть и медресе Бола-Хауз (XVIII в), медресе Улугбека (XI-XVI вв. - единственное сооружение периода его правления), медресе Абдулазиз-Хана (1652 г) напротив медресе Улугбека, медресе Модари-Хан (1566-1567 гг.) и Абдулла-Хан (1558-1590 гг., вместе составляют так называемый Кош-Медресе - "двойной медресе"), медресе Чор-Минор (1807 г) и загородный дворец последнего эмира страны - Мохи-Хосса (XIX-XX вв., 4 км к северу от Бухары).

Лаби-Хауз - центр ещё одного величественного памятника Бухары. "Хауз" - это пруд, и, наверное, не стоит говорить о той роли, которую играли пруды в жизни этого города, лежащего на краю знойных пустынь. Вот и Лаби-Хауз - прямоугольный, со срезанными углами бассейн, обрамленный тремя монументальными медресе XVI-XVII веков, был когда-то средоточием общественной жизни города. Медресе Кукельдаш (1568-1569 гг.) и ханака Надира Диванбеги (Нодир Девон-Беги, 1622 г) составляют единый ансамбль, в котором центральным элементом служит Ляби-Хауз. Прекрасно сохранилось и удивительное нагромождение куполов рынка Токи-Заргарон и множество других прекрасных памятников архитектуры. Ну и, конечно, никто не проходит мимо шумных бухарских базаров.

Вокруг Бухары также сосредоточено немало исторических памятников - городище Варахша с дворцом (V-IХ вв.) и медресе Ибрагима Охунда (1884 г), загородная мечеть Намозгох (XII-XVI вв.) южнее города, пристанище для странствующих дервишей-монахов - ханака Файзабад (1598-1599 гг.), усыпальница шейхов ордена "накшбандия" - некрополь Чор-Бакр (XVI в, место захоронения семейства шейха Жубайри (1560-1563 гг.)) в селении Сумитан, мавзолей святого покровителя Бухары и духовного наставника Тимура Бахауддина Накшбанди (основатель суфийского ордена "Накшбандий, 1560-1563 гг.), гробница учителя Бахауддина Накшбанди - Хазрат Саид Амир Кулол в селении Касри-Арифон и руины караван-сарая Рабати-Малик в Кермине.  

Хива

Город-заповедник Хива лежит в сердце пустыни Каракум, на левом берегу Амударьи, в 450 км от Бухары. Легенда гласит, что основана она была ещё самим Шемом (Симом), сыном легендарного Ноя. Некогда Хорасмия, позже Хварезм и Хорезм, являлась одним из основных центров Великого Шелкового пути, в XVI веке была столицей династии Тимуридов, служила основным рабским рынком и центром ханства в течение последующих трех столетий, до самого вхождения в состав Российской Империи. Описывать город словами бесполезно, его надо видеть. Здесь сохранилось более сотни памятников самых разных эпох и народов, поэтому в 1967 году Старая Хива, а в 1990 г - Ичан-Кала, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самая старая часть города, основанная, как считается, в V в до н. э., лежит в пределах древней городской стены, входящей в комплекс Ичан-Кала ("старый город"). Первые крепостные стены на этом месте были возведены в V-IV вв. до н. э., в наши же дни окруженный стеной внутренний город включает в себя около 60 исторических сооружений. Здесь можно увидеть такие уникальные памятники истории, как комплекс цитадели Куня-Арк (1686-1888 гг.), восточные ворота Палван-Дарваза (1804-1806 гг.), южные ворота Таш-Дарваза (XIX в), северные ворота Багча-Дарваза (XIX в), главные ворота - Ата-Дарваза (1842-1975 гг.), комплекс дворца Таш-Хаули (Тош-Ховли, дворец Алла-Кули-Хана, 1830-1838 гг.), полностью покрытый глазурованной плиткой минарет Калта-Минор (Кальтар, 1835-1955 гг.) и одноименный минарет (X в, восстановлен в XIII в), знаменитая мечеть Джума (1788-1789 гг.) с её 218 резными колоннами, символ Хивы - минарет Ислам-Ходжа (1910 г, высота 56 м), минарет Палван-Кари (XVIII в), мечеть и минарет Мурад-Тура (1888 г), мечеть и палаты Ануша-Хана (1657 г), мечети Ак (1832-1842 гг.), Багланды (1809 г), Хасан Мурад Кушбеги (1802 г), Шейх Мухтар-Ата (1810-1838 гг.) и Яр Мухаммад Девон (XVIII в), а также бастион Акши-Бобо (XVII в) и торговый комплекс Палван-Кари (1905 г).

К культовым сооружениям Ичан-Кала ("средний город") можно отнести мавзолеи Пахлаван Махмуда (XIV-XVI вв.), Паяндо (XVI в), Саид Аллауддин (1303 г), Тугон-Тура (XIX в), Уч-Овлия-Бобо (XVI-XX вв.) и Юнус-Хана (1558-1559 гг.), медресе Араб-Мухаммад-Хан (1616-1834 гг.), Ходжамбердыбия (1688-1834 гг.), Ширгазиз-Хан (1718-1720 гг.), Шергази-Хан (1718-1726 гг.), Мухаммад Амин-Инак (1785 г), Абдулла-Хан (1855-1865 гг.), Кутлуг Мурад-Инак (1804-1812 гг.), Ходжа Марама (1839 г), Муса Тура (1841 г), дворец и медресе Мухаммад-Рахимхана (1846-1855 гг.), Мухаммад Амин-Хана (1851-1871 гг.), Амир Тура (1870 г), Матнияз Деван-беги (1871 г), Мухаммад Рахим-Хана (1871 г), Якуббай-Ходжа (1873 г), Дост-Алям (1882 г), Мазари-Шариф (1882 г), Атажанбай (1884 г), Кази-Калян (1905 г), Матпанабай (1905 г), Матрасулбай Мирзабоши (1905 г), Абдурасулбай (1906 г), Юсуф Ясулбаши (1906 г), мечеть и медресе Саид-Бай (XIX-XX вв.), Толиб-Максум (1910 г), Матнияз-Диванбеги и Казикалон, а также караван-сарай и медресе Алла-Кули-Хана (1834-1835 гг.) и пристроенный к нему одноименный Тим (крытый базар, 1836-1838 гг.). Внешняя часть Хивы называется Дишан-Кала, и представляет собой жилую и торговую зону древнего города, также окруженную древними стенами. Заслуживают внимания сам рабад Дишан-Кала, его северные ворота Кош-Дарваза (XX в), западные ворота Ата-Дарваза, восстановленные ворота Гандимьян-Дарваза (1842-1970 гг.), ворота Хазарасп-Дарваза (XIX в), арка Тозабог (1910 г) и дворец Кибла-Тозабог (1897 г), дворец Нурулла-Бая (1910-1918 гг.), мечеть и медресе Саид Нияз Шаликар-Бай, мавзолеи Абдал-Бобо (IIX-XVIII вв.), Шакаландар-Бобо (XVI в) и Саида Мухаммад Махирий (XIX в), а также медресе Саид Мухаммад-Хан (1864 г), Турт-Шаффаз (1885 г), Биканжан-Бика (1894 г), Мамат-Марам (1903 г), Палван-Кари (1905 г) и Хорезмшах (1915 г). Также интересны мавзолей Махмуда Пахлави, караван-сарай Аллах-Кули-Хана (XIX в), мавзолей Саида Алауддина (XIV в), дом известного хивинского фотографа Худайбергена Деванова (1908 г), дом Матвафо Карванбоши (1910 г) и множество других уникальных сооружений.

В окрестностях Хивы стоит увидеть мечеть и медресе Атаджан-Тура (1893-1899 гг.), медресе Ибрагим Ходжа (1888 г), минареты Шахимардан (XVIII в) и Шихмавлон (XIX в), а также мавзолеи Биби-Ходжар (1846 г), Шейх Мавлон-Бобо (XIX в) и Шахимардан (XVIII в).  

Шахрисабз

Небольшой город Шахрисабз ("зеленый город", перс.) лежит всего в 90 км к югу от Самарканда, у подножия Гиссарского и Зеравшанского хребтов, у слияния рек Аксу и Танхоз. Это один из старейших городов мира, по некоторым данным, людские поселения на этом месте существовали уже к 1700 году до н. э. Здесь маршировали фаланги Александра Македонского, был взят в плен сатрап Бактрии Бесс, зарождалось антиарабское движение и проходили караваны Великого шелкового пути. Древний Кеш, родина эмира Тимура и бывшая "домашняя резиденция" Тимуридов, когда-то, вероятно, был величетсвеннее и богаче самого Самарканда.

В городе сохранилось относительно немного памятников истории, но все они уникальны или имеют колоссальную историческую ценность. К достопримечательностям Шахрисабза относятся дворец Тимура Ак-Сарай (Белый дворец, 1380-1404 гг.), который в значительной степени разрушен, но интенсивно восстанавливается. Кроме гигантских 40-метровых ворот, здесь можно увидеть великолепные филигранные мозаики и уникальные по технологии образцы стеновой кладки, по которым можно судить какое великолепие составляла, вероятно, эта громадная летняя резиденция. Не менее интересен ансамбль мавзолея Дорус-Садат (Дорус-Саодат, "Место Власти", XIV в) - склеп Джахангира и Омара (сыновья Тимура), который по своим масштабам и отделке сравним с Ак-Сараем. Культовыми местами города также являются ансамбль Дорус-Тиляват ("голубая мечеть", XIV в) - мавзолей духовного наставника Тимура Шамсиддина Кулола, изящный мавзолей Гумбази-Сейидон (XVI в, здесь покоятся потомки Улугбека) и соборная мечеть Кок-Гумбаз (1435 г), а также мечеть Хазрат-Имам (XIV в) и кенотаф самого Тимура (сам он похоронен в Самарканде, а здесь расположены мавзолеи родственников великого завоевателя).  

Коканд

Один из центров плодородной и густонаселенной Ферганской долины, Коканд лежит в 228 км юго-восточнее Ташкента, в пределах нескольких древних оазисов, на самом стыке среднеазиатской и китайской культур. Коканд известен с X в как Кавакенд и один из центров караванных путей. Практически полностью разрушенный монголами в XII в, в XVI-XVII веках Коканд уже был одним из крупнейших городов Бухарского эмирата, а в 1740-1876 гг. - столицей Кокандского ханства, достигшего расцвета к середине XIX в. В 1876 г Коканд был захвачен войсками генерала Скобелева и вошел в состав Российской Империи.

Сохранившиеся до наших дней старые районы города построены как фортификационный комплекс в XVIII в на месте старой крепости Эски-Курган. Главными достопримечательностями Коканда являются величественный дворец Худояр-Хана (1871 г), медресе Медресеи-Мир (XVIII в), архитектурный ансамбль Дахмаи-Шохон (1825 г), дом-музей Хамзы и многочисленные ремесленные мастерские.  

Термез

Город Термез расположен на юге страны, на самой границе с Афганистаном, на левом берегу реки Амударья. Современный Термез возник в XIX в на месте кишлака Паттагиссар и русского пограничного поста. Однако история этого края очень богата - первые поселения в районе Термеза датируются бронзовым веком, а старый город, лежавший чуть западнее современного Термеза и полностью разрушенный войсками Чингис-Хана, считался одним из крупнейших центров торговли и крупным центром буддизма.

Интересны остатки крепостных стен, буддийский культовый пещерный комплекс Кара-Тепе (II-III в), остатки феодального города IX-XII вв., мазар (мавзолей) Хакима ат-Термези (XI-XV вв.), уникальное здание Кирк-Киз ("сорок девочек"), ансамбль мавзолеев Султан-Саадат (XI-XVII вв.), мавзолей Кокидор-Ата (XVI в), минарет Джакурган (1109 г), Археологический музей Термеза и множество мусульманских и буддийских сооружений разных эпох. В окружающих город горах таится множество древних шахт, штолен и пещерных городов, многие из которых до сих пор не исследованы по-настоящему.  

Муйнак

Муйнак (Мойнок) - настоящий город-трагедия, умирающий вместе с теряющим свои воды и значение Аральским морем. Ранее Муйнак был одним из двух главных рыбацких портов Арала, теперь он лежит в 40 км от береговой линии. Все, что осталось от рыбацкого флота Муйнака, сейчас ржавеет на песке около котловин, отмечающих бесполезные попытки города держать открытыми судоходные каналы, ведущие к теряющему свои воды морю. Вслед за "уходом" Арала изменился и климат, став более горячим в летний период и более холодным зимой, чем всего 20 лет назад. Нередки стали песчаные и пылевые бури, что повлекло за собой оскудение живой природы и отток людей. Город остается трагическим памятником сознательному опустошению окружающей среды, к которому приводит чрезмерно самоуверенное вмешательство человека в природные процессы.

















Материал подготовлен при информационной поддержке  www.travel.ru